Проверка организаций и ИП контролирующими государственными органами
20 февраля 2012
Время от времени мне приходится слышать от клиентов, да и просто от знакомых о всякого рода проверках и их, как правило, неблагоприятных для организации финансовых последствиях. Думаю, для того, чтобы минимизировать негативные последствия, а то и вовсе свести их на нет, желательно иметь представление о том, какие бывают проверки, кто и как может их осуществлять, как правильно себя вести в случае проверки и каким образом обжаловать результаты. Дело это весьма непростое, ввиду огромного количества контролирующих органов. Но, не так страшен черт, как его малюют!
Вы наверняка слышали о ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее – Закон №294). В нем перечислены порядок, основания проведения, типы проверок осуществляемых государственными и муниципальными органами. В данной статье я попытаюсь коротко изложить наиболее важные аспекты данного Закона№294.
Необходимо особо подчеркнуть, что положения Закона №294 не применяются к отношениям, связанным с проведением:
— налогового контроля;
— валютного контроля;
— бюджетного контроля;
-банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;
-транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу РФ, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);
-государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;
-государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;
-таможенного контроля;
-контроля безопасности при использовании атомной энергии;
-контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
-санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы РФ;
-контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
-оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;
-государственного метрологического контроля (надзора);
-государственного строительного надзора.
Указанные виды проверок регламентированы иными федеральными законами, нежели Закон №294 и следовательно, данный Закон к ним не применим.
Согласно Закона №294, плановая и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной и выездной проверки. Поэтому правильнее следовало бы говорить о следующих видах проверок:
— плановая документарная проверка;
— плановая выездная проверка;
— внеплановая документарная проверка;
— внеплановая выездная проверка.
Имейте ввиду, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением сфер здравоохранения, образования и социальной сферы) на основании разрабатываемых контролирующими органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Утвержденный руководителем контролирующего органа ежегодный план проведения плановых проверок публикуется на официальном сайте органа государственного контроля в сети «Интернет».
Внеплановая проверка проводится в случае поступления в контролирующие органы заявления о нарушении прав потребителей, о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также по истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц или ИП.
О проведении плановой выездной проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление в виде копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного или муниципального контроля должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Другой срок уведомления установлен в отношении проведения внеплановой выездной проверки. Оно должно быть осуществлено не позднее, чем за 24 часа до начала проверки.
Обращаем Ваше внимание на то, что нарушение сроков и порядка уведомления о проведении проверки является грубым нарушением законодательства о защите прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля.
Кроме того, грубыми нарушениями считаются:
— отсутствие оснований проведения плановой проверки;
-привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
— нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. По общему правилу срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок;
—проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— непредставления акта проверки;
—проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В качестве санкции за такие нарушения Законом №294 устанавливается невозможность использовать контролирующими органами незаконно полученные данные в качестве доказательств нарушения законодательства проверяемыми хозяйствующими субъектами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом по заявлению юридического лица или ИП.