Публичные и непубличные общества
В настоящее время в ЕГРЮЛ насчитывается порядка 4,5 млн. юридических лиц. Большинство из них хозяйственные общества в форме ООО (около 3,5 млн. юр. лиц) и порядка 200 000 юр. лиц — это АО. Поэтому в данной статье мы рассмотрим новеллы, внесенные в главу 4 ГК РФ, затрагивающие нормы о хозяйственных обществах. Хозяйственные общества с 01.09.2014 делятся на публичные и непубличные. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются. Остальные АО, а также все ООО являются непубличными обществами (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Проще говоря, публичные общества — это ОАО в терминологии ранее действовавшего законодательства.
У публичных АО мало возможностей отступить от требований законодательства и предусмотреть в уставе иные правила, чем установлены в ГК РФ или соответствующем законе. Это следует из ч.3 ст. 66.3 ГК РФ, содержащей открытый список вопросов, по которым непубличные компании в своем уставе могут отойти от предписанных законом норм.
А вот непубличное АО или ООО может предусмотреть в своем уставе передачу на рассмотрение совета директоров или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (ОСУ), за исключением ряда вопросов отнесенных законом к исключительной компетенции ОСУ (изменение устава, изменение уставного капитала, ликвидация, реорганизация, определение состава совета директоров, дирекции и избрание этих органов). То есть компетенция коллегиального органа (совета директоров) непубличного общества может быть расширена уставом, по сравнению с тем, как она определена в законе.
В уставе непубличного АО и ООО можно отказаться от создания коллегиального исполнительного органа и ограничиться только наличием единоличного исполнительного органа или, или передать функции коллегиального исполнительного органа совету директоров. В уставе непубличного АО и ООО можно предусмотреть отличный от установленного законом порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, порядок осуществления преимущественного права покупки доли. Также в уставе можно предусмотреть отсутствие в обществе ревизионной комиссии.
Нужно ли вносить изменения в ЕГЮЛ в срочном порядке в связи с изменениями в корпоративных нормах ГК? Например ЗАО стало АО, а ОАО стало публичным АО. Ответ отрицательный. Учредительные документы и наименования обществ можно привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении учредительных документов. Данный вывод следует из п. 9 — 11 ФЗ от 05.05.14 № 99-ФЗ. При регистрации изменений в связи с приведением документов в соответствие с поправками госпошлину уплачивать не придется. После смены наименования и внесения изменений в учредительные документы (и соответственно в ЕГРЮЛ) необходимо уведомить контрагентов об изменении наименования, заменить печати, переоформить банковские счета.