Незнание об открытии наследства не является основанием для восстановления срока принятия наследства
Такой вывод сделал Верховный суд РФ, рассмотрев дело о восстановлении пропущенного срока принятия наследства. Спор был между вдовой наследодателя и двумя его дочерьми от первого брака.
После смерти мужа вдова обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Нотариус выдал вдове свидетельство о праве на наследство по истечении 6 месяцев с даты смерти супруга. Дочери к нотариусу в установленный законом срок не обращались, поскольку не общались с отцом и не знали о его смерти.
О смерти отца дочери узнали только через год, и сразу обратились к нотариусу. Последний отказал им в выдаче свидетельства по причине пропуска срока принятия наследства, в связи с чем наследницы обратились в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, определении долей в наследственном имуществе.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что истцами не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных, не зависящих от них обстоятельствах, препятствующих принятию наследства в установленный законом срок.
«Истцы, являясь близкими родственниками наследодателя, по своему выбору не поддерживали с ним отношений, не интересовались его жизнью. Между тем, родственные отношения подразумевают не только возможность предъявить имущественные требования о наследстве, но и проявление должного внимания наследника к наследодателю при его жизни, при проявлении истцами такого внимания они могли и должны были узнать о смерти своего отца своевременно».
Дочери наследодателя обжаловали решение суда. Апелляционная инстанция встала на их сторону, удовлетворив исковые требования.
Тогда вдова обратилась в ВС РФ. Судебная коллегия Верховного суда апелляционное определение отменила, оставила в силе решение суда первой инстанции об отказе в иске.
ВС РФ пришел к выводу, что основанием для восстановления срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника о смерти наследодателя, но и предоставление наследником доказательств того, что он не знал и не должен был знать об открытии наследства по объективным, независящим от него обстоятельствам. «Нежелание лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда Российской Федерации к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истцов».
Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 марта 2019 года по делу №86-КГ 19-1