При внеплановой проверке иммиграционного контроля применяется закон о защите прав юридических лиц
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами обязанностей принимающей стороны, применяются положения закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон №294-ФЗ). В случаях, предусмотренных в подпунктах «а» и «б» пункта 2, пункте 2.1 части 2 статьи 10 Закон №294-ФЗ внеплановая проверка может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Для обхода Закона №294-ФЗ контролирующий орган может указать в распоряжении о проведении внеплановой проверки не о проведении проверки в отношении юридического лица, а о проведении проверки в отношении мест массового пребывания иностранных граждан. В нашей практике были подобные случаи. На наш взгляд это делается, чтобы не уведомлять прокуратуру и само юридическое лицо о предстоящей проверке.
Согласно распоряжению, внеплановая проверка проводится в отношении мест массового пребывания иностранных граждан, фактически же на территории строительного объекта, в отношении генерального подрядчика. В нашем случае в ходе проверки на объекте были обнаружены иностранные рабочие без разрешений на работу и были возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении нескольких юридических лиц. Среди них был и наш клиент, привлеченный к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ. Часть 1 ст.18.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом. Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Мы обжаловали действия административного органа в судебном порядке. Суд встал на сторону нашего клиента, указав, что в соответствии со ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Сведений о том, что проведенная внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица была согласована с органами прокуратуры, в материалах дела не имеется.
Также суд указал, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Такового уведомления в материалах дела не представлено.
Согласно ст. 26.2 ч. 3 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В связи с допущенными в ходе проверки нарушениями, суд признал недопустимыми доказательствами акт проверки, протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, протокола об АП по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ и прекратил производство по делу.