Звоните по будням
С 10 до 19
8 (812) 997-28-21
8 (911) 238-25-94

Санкт-Петербург,
Коломяжский пр., 33, офис 404
Ближайшее метро: Удельная, Пионерская, Комендантский пр.

Защита прав потребителей при покупке товаров через интернет

В последнее время потребители все чаще приобретают товары через интернет, так как это удобно. Исходя из нашей практики, у потребителей иногда возникают сложности с возвратом некачественного товара, купленного дистанционно. Они не знают, как идентифицировать продавца, по какому адресу направлять претензию, как получить уплаченные деньги. Сложности возникают и с определением подсудности.

Например, наш клиент, покупатель, проживающий в Санкт-Петербурге, нашел на интернет-сайте электросамокат за 19 900 рублей и заполнил заявку на его покупку. Исходя из информации на сайте продавца, последний находился в Москве. В этот же день продавец прислал письмо на электронный адрес покупателя с указанием номера заказа и суммой к оплате.  Покупатель оплатил сумму заказа электронным способом и через два дня ему доставили электросамокат из Москвы, вместе с гарантийным талоном  и инструкцией по эксплуатации. Сделка купли-продажи состоялась.

Однако покупатель буквально в течение двух дней обнаружил в электросамокате недостатки: быстро терялась зарядка  аккумулятора, в дальнейшем он не заряжался.

Покупатель не знал, что делать, в связи с чем обратился к нам за юридической помощью.  Для начала мы посоветовали ему связаться с продавцом по телефону, указанному на сайте, с просьбой заменить электросамокат. Разговор с менеджером продавца не дал результатов, а только расстроил покупателя.

Нами была составлена претензия об отказе от договора и с требованием вернуть уплаченные за электросамокат деньги. В соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закона о защите прав потребителей), требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, подлежат удовлетворению продавцом  в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.  За нарушение этого срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

Поскольку претензия осталась без ответа, покупатель решил обратиться в суд на основании ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.

Мы просили суд взыскать с продавца в пользу покупателя уплаченную за некачественный электросамокат сумму в размере 19900 рублей;  транспортные расходы за его доставку в размере 820 рублей; неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 1% цены товара за каждый день просрочки; компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей; сумму штрафа, предусмотренного Законом о защите прав потребителей и судебные расходы на представителя.   

Исковое заявление мы подали по месту нахождения потребителя в Санкт-Петербурге, воспользовавшись альтернативной подсудностью.  Продавец, находящийся в Москве вынужден был  нести дополнительные расходы. Суд удовлетворил наши требования в полном объеме, исходя из следующего.

Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в пользу потребителя. Из разъяснений, содержащихся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

 

 

 

 

Вопрос-ответ